Рекомендации классным руководителям

          Взаимодействие классного руководителя и семьи.
    Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль.  Именно в семье формиру- ются основные черты характера ребёнка, его привычки.
Суть взаимодействий классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии в нём лучших качеств и
свойств.
     Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.
Такое взаимодействие предполагает единство требований к ребёнку и организацию совместной деятельности, изучении ребёнка в семье и в школе с помощью специальных методик и составления программ его развития.
     Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковое, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания.
Основными формами работы с семьёй являются групповые и индивидуальные.
К индивидуальным формам можно отнести беседы с родителями по вопросам воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи.
Классному руководителю необходимо помнить, что к любой беседе, консультации (если
они заранее обговорены и спланированы) нужно готовиться.
Посещение семьи как форма работы с родителями на сегодня в педагогике спорная. Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенностей и специфики ситуации. Если в своей практике классный руководитель использует эту форму работы с семьёй, желательно соблюдать следующие условия:
- не приходить в семью без предупреждения;
- не планировать свой визит более чем на 5-10 минут (чтобы не быть обременительным);
- не вести беседу стоя у входа, в верхней одежде;
- нельзя вести беседу в агрессивном тоне;
- не поучайте родителей, а советуйте.
Желательно вести беседу при ребёнке, выбрав щадящую для него форму и содержание.
Этими же условиями надо руководствоваться и при беседе в школе.
Наиболее эффективными в последнее время становятся родительские собрания, которые
претерпели изменения в структуре и содержании. Существенное значение для взаимодей-
ствия имеет стиль общения педагогов на родительских собраниях. Монолог учителя на собрании должен звучать реже, чем диалог с родителями, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения возникающих проблем.
    Организуя родительское собрание, необходимо придерживаться следующих принципов:
- родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе;
- тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
- собрание должно носить как теоретический так и практический характер (разбор ситуаций, тренинги, дискуссии);
- классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями, давая им возможность высказать своё мнение в ходе собрания, а не после него;
- родительское собрание не должно быть длительным, главным в его содержании является чёткость, лаконичность, системность;
-  каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребёнка.
Родительское собрание включает в себя шесть обязательных компонентов:
1.Анализ учебных достижений учащихся класса.
2.Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе.
3.Психолого-педагогическое просвещение.
4.Обсуждение организационных вопросов.
5.Рефлексия. В конце родительского собрания родители оценивают его значимость, актуальность, полезность.
6.Личные беседы с родителями.
    Классный руководитель привлекает родителей к управлению работой школы и к организации деятельности классов. Содержание и формы взаимодействия определяются в процессе планирования совместной деятельности родителей и детей в начале учебного года.
    Классный руководитель должен познакомить родителей с правовыми основами семейного воспитания детей: Конституцией РФ, законодательными документами о браке, семье, правах ребёнка и защите детства. Важное место среди документов занимает Международная Конвенция ООН о правах ребёнка, принятая в 1989 году.