Психологическое сопротивление родителей. Как его преодолеть?


    Одной из важнейших составляющих деятельности школы становится работа с родителями. Психологи утверждают, что целью работы с родителями является формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребёнка, обеспечивающего согласованность (непротиворечивость) воздействий взрослых. Согласованность является важнейшим условием эффективности воздействий взрослых. Иначе можно вызвать ситуацию, представленную в известной басне Крылова «Лебедь, рак и щука».
Встаёт вопрос: в чём причина возможной несогласованности родителей и педагога?
Почему родители нередко действуют противоположно педагогам? Почему они, желая ребёнку только самого хорошего, действуют ему во вред? Причины могут быть разными.
Причины несогласованности родителей и педагога:
·         Недостаток или полное отсутствие знаний у родителей о закономерностях развития ребёнка, о трудностях, которые могут появиться по мере его роста и взросления.
·         Недостаточная осознанность, а порой и стихийность воспитательных воздействий родителей, которые чаще всего воспитывают ребёнка так же, как воспитывали их самих, либо пытаются это делать полностью противоположным образом.
·         Могут актуализироваться у родителей собственные проблемные зоны, что вызывает, к примеру, такое распространённое явление, как рассмотрение школьных результатов ребёнка в качестве зеркала собственной успешности.
·         Однородность взгляда родителей на ребёнка. Они наблюдают ребёнка только в семье, а в школе он может проявляться совсем не похоже на домашнее поведение.

Поэтому для родителей столь важно принимать участие в работе по созданию вокруг детей общего педагогического «поля».  Но это не менее необходимо и для всего педагогического коллектива. Знакомство с семьёй, знания о проявлениях ребёнка вне школы  позволяет глубже понять ребёнка, организовать более эффективную поддержку.
 Основными формами в работе педагога  с родителями являются консультации, беседы, родительские собрания. Индивидуальная работа с родителями представляет собой процесс оказания помощи родителю или семье в целом в определении и разрешении проблемы, возникшей у их ребёнка. При работе педагога с родителями фокус беседы направлен на ребёнка, а не на личные проблемы родителей.
Любые изменения привычных стереотипов поведения часто воспринимаются родителями как угрожающие их благополучию, укладу жизни, личностной целостности, поэтому возникает сопротивление как неизбежная реакция на вмешательство педагога.
 Педагог должен ожидать сопротивления со стороны родителей. И для педагога становится важным распознать, уменьшить или убрать совсем это сопротивление.
Есть ещё несколько моментов, которые нам необходимо учитывать перед работой с родителями:
·         Далеко не от всех родителей нужно ожидать сопротивление.
·         Сопротивление можно рассматривать как акт сохранения и защиты родителями своей самооценки.
·         Сопротивление изменениям является естественным и может быть оценено как нормальная и предсказуемая реакция в ответ на требование перестроить его поведение.
Исходя из этого, можно выделить задачи работы с родителями.

            Задачи работы с родителями.

·         Согласование ценностных основ воспитания ребёнка, т.е. определение того, какие приоритетные ценности хотят видеть в ребёнке взрослые.
·         Согласование проблемных и ресурсных областей в развитии детей, т.е. определение того, какие проявления считать проблемными и к каким следует стремиться, «пририсовывание» желаемого образа ребёнка.
·         Согласование поведенческих воздействий в отношении ребёнка, т.е. определение зон ответственности родителей и педагогов, выяснение того, кому и как воздействовать на ребёнка дома, кому в школе, чтобы добиваться желаемых изменений.

   Диалог, как известно, взаимодействие двух сторон. В общении важна позиция и той и другой стороны. Если хоть одна сторона не стремится к контакту, диалог невозможен. Сопротивлением контакту психологи называют то, что нарушаетвзаимодействие.
Чаще всего оно начинается с предложения педагога о встрече и беседе с родителем  о проблеме ребёнка. Родители соглашаются на эту встречу, но она не состоится, поскольку родители будут придумывать массу причин, прежде всего нехватку времени или опоздание на встречу, или же, вовсе отсутствие в назначенное время.
Рассмотрим каждый тип сопротивления контакту и способы его определения.

Типы сопротивления контакту.

·         Конфлюенция или слияние. Такие родители склонны к сравнению. В разговоре часто употребляют фразы «вот мы раньше с учителем…», «мы делали так-то и так-то», легко присоединяются к эмоциям как к положительным, так и отрицательным. В отношении с родителями такого типа сопротивления необходимо поощрять самостоятельные ответы родителей, сопереживать: «Да, я понимаю, что сейчас Вам сложно, но …».
·         Интроекция или поглощение. Родитель с таким типом контакта «заглатывает» информацию, установки, принципы, представления. Не выбирает, а «проглатывает» всё, что ему попадается. Но вся информация не принимается внутри сознания, а как бы отторгается. Придя домой он, не предпринимает никаких действий. «А воз и ныне там». При таком сопротивлении необходимо активно сопровождать процесс дачи рекомендаций и мягко, не навязчиво, но настойчиво отслеживать их выполнение.
·         Проекция. Такие люди обычно не умеют принимать точку зрения партнёра по общению, понимать других людей. Они находятся в стойком негативизме по отношению к новой информации. Чаще всего такое сопротивление объяснимо личным негативным опытом детства или сложным опытом общения со значимыми взрослыми. Такие родители самые сложные в общении – упрямые, непримиримые, обидчивые, порой агрессивные. В этом случае необходимо занимать позицию «понимающего взрослого», но  вначале дать возможность родителю «выпустить пар», а после высказать своё мнение и точку зрения.
·         Ретрофлексия (обращение на себя). Такое сопротивление проявляется в «психологическом уходе» от контакта: отсутствие контакта глазами, уход от сути разговора. В этом случае нужно помогать контактировать с другими, поощрять экспрессию его чувств, не нарушая при этом его личного пространства.


Учителю необходимо тренироваться выстраивать разные отношения с разными родителями.

Чтобы  Вас услышали.
    Главная задача любого информатора – сделать так, чтобы его услышали. Послушали и услышали именно то, что он хотел сказать. Очень важным для решения этой задачи является  грамотно построенный  разговор.

Начало разговора.
Главное требование – начало разговора должно быть кратким, эффектным и чётким.

Изложение информации.

Завершение.

Сопротивление родителей является естественной реакцией на необходимость изменения их собственного поведения. Педагогам нужно учитывать, что ни в коей мере эта реакция не относится к ним лично, поэтому мы должны распознать формы сопротивления, их источники и помочь родителям  уменьшить сопротивление для конструктивного решения проблемы ребёнка.


Комментариев нет:

Отправить комментарий